Вячеслав Богуслаев
Ранние годы и образование
Вячеслав Александрович Богуслаев родился 28 октября 1938 года в Казахстане, в городе Уральск (ныне Орал).
После школы работал помощником машиниста и слесарем, после чего был призван в Советскую армии.
В 1961 году Богуслаев переехал в Запорожье. Поначалу работал слесарем, затем поступил в Запорожский машиностроительный институт. Учился на факультете "Авиадвигатели" и получил специальность "инженер-механик".
Является доктором технических наук, профессором, академиком Академии инженерных наук Украины.
Карьера
После института, в 1966 году, Богуслаев начал работу на Запорожском моторостроительном заводе. Поначалу был инженером-конструктором, а в 1969 году получил должность начальника отдела.
С 1973 по 1988 год Богуслаев жил и работал в Волочиске Хмельницкой области — был директором Волочиского машиностроительного завода, созданного в 1971 году. В 1988 году повышен до генерального директора объединения заводов, а в 1991 году, после развала СССР, стал генеральным директором запорожского производственного объединения "Моторобудівник".
В 1994 году Богуслаев приватизировал "Моторобудівник", позже переименованный в "Мотор Сич" и стал его главой правления и генеральным директором. В 2006 году он занял должность председателя совета директоров, но в 2012 оставил ее из-за невозможности совмещения с должностью народного депутата. С 2013 года — почетный президент и ключевой инвестор ПАО "Мотор Сич".
"Мотор Сич" является одним из крупнейших предприятий в мире по выпуску двигателей для самолетов и вертолетов, а также промышленных газотурбинных установок. В состав акционерного общества помимо авиакомпании "Мотор Сич" входят Запорожский моторостроительный завод, Запорожский машиностроительный завод им. В.И.Омельченко, Волочиский машиностроительный завод и Снежнянский машиностроительный завод (ныне захваченный и разграбленный российскими террористами). Также ОАО "Мотор Сич" располагает сетью фирменных магазинов и секций в торговых центрах, сетью центров сервисного обслуживания.
В 2000 году Богуслаеву было присвоено звание Герой Украины "за выдающиеся заслуги перед Украинским государством в развитии отечественного машиностроения".
Политическая деятельность
В 1992 году Богуслаев стал президентом запорожской городской ассоциации "Содружество" и президентом Межрегиональной ассоциации промышленников Украины. Ассоциацию промышленников Богуслаев создавал вместе со вторым президентом Украины Леонидом Кучмой.
В 1993—1994 годах был внештатным советником президента Украины Леонида Кравчука.
В 1995 году занимал должность внештатного советника президента Кучмы и участвовал в разработке налогового кодекса Украины.
В 1998 году Богуслаев сделал попытку стать народным депутатом — баллотировался по списку блока "Партия труда и Либеральная партия — вместе!"(№3 в списке), но блок не смог преодолеть проходной барьер.
Во время президентских выборов 1999 года Богуслаев был доверенным лицом кандидата Леонида Кучмы. Впоследствии был доверенным лицом кандидата в президенты Виктора Януковича на выборах 2004 и 2010 годов.
Вследствие сотрудничества с Януковичем Богуслаев в 2006 году стал народным депутатом по списку Партии регионов (№5 в избирательном списке). Верховная Рада V созыва была распущена уже на следующий год, но Богуслаев снова попал в парламент по спискам ПР (№ 11 в списке). Был заместителем председателя парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны.
Во время парламентских выборов 2012 года Богуслаев снова баллотировался от Партии регионов, но в этот раз не по партийным спискам, а по мажоритарному избирательному округу №77 в Запорожье. Был заместителем председателя комитета ВР по вопросам промышленной и инвестиционной политики.
После Революции Достоинства в 2014 году прошли внеочередные выборы, на которых Богуслаев снова одержал победу на 77 округе, но уже как самовыдвиженец. В парламенте VIII созыва входил в состав депутатской фракции "Воля народа".
На парламентских выборах 2019 года Богуслаев снова баллотировался по 77 округу, но в этот раз проиграл кандидату от партии "Слуга народа" Сергею Штепе, свадебному фотографу.
Сам Богуслаев говорит, что по политике не скучает, так как из-за нее "потерял 11 лет своей жизни".
Скандалы
После приватизации "Моторобудівника" Богуслаева обвиняли в том, что для получения контроля над предприятием он использовал фиктивные документы, а некоторые СМИ писали, что в этом ему помогли политические связи, в частности – с Кучмой. В итоге часть акций была возвращена государству.
После Оранжевой революции, когда президентом стал Виктор Ющенко, Богуслаев постоянно критиковал новую команду и обвинял их в непрофессионализме. В ответ власти поставили под сомнение легальность приватизации "Мотор Сичи" — предприятие попало в список объектов, "украденных у державы" и подлежащих реприватизации, а против руководства завода было возбуждено несколько уголовных дел за уклонение от уплаты налогов.
Накануне президентских выборов-2010 в околополитических кругах ходили слухи, что Богуслаев будет поддерживать не Януковича, а Юлию Тимошенко, занимавшую тогда пост премьер-министра. Богуслаев якобы даже намеревался назвать новую модель самолета в ее честь — "Юля". "Регионалы" не пошли на разрыв отношений с Богуслаевым, так как он был одним из спонсоров Партии регионов, но на следующих парламентских выборах его исключили из партийного списка, отправив баллотироваться по мажоритарному округу.
В 2013 года в интернете распространили снимок Богуслаева, отдыхавшего в московском ресторане с молодой девушкой. Причем на фото девушка держала 74-летнего женатого Богуслаева за интимное место. Как выяснили СМИ, на фото была 21-летняя уроженка Запорожья Елена Неборачко, слывшая заядлой тусовщицей.
В январе 2014 года Богуслаев голосовал за пакет "диктаторских законов" Януковича, существенно ограничивавших права граждан и свободу слова. Был одним из соавторов скандального обращения депутатов Партии регионов и КПУ в польский Сейм о признании Волынской трагедии геноцидом поляков. Также во время работы в Верховной Раде Богуслаев слыл заядлым прогульщиком, ловили его и на неперсональном голосовании – "кнопкодавстве".
В 2014 году российские боевики "ДНР" захватили город Снежное Донецкой области, где находится Снежнянский машиностроительный завод, входящий в состав "Мотор Сичи". По имеющимся данным, россияне вывезли все оборудование на территорию РФ, а на месте завода теперь расположена база для ремонта военной техники. Однако в 2016 году СБУ открыла уголовное производство по финансированию терроризма представителями завода "Мотор Сич", так как предприятие якобы сохраняло контроль над заводом и платило боевикам. В апреле 2018 года сотрудники СБУ проводили обыски в "Мотор Сичи". Пресс-секретарь СБУ Елена Гитлянская позднее пояснила, что обыски проводились в связи с подозрением в подготовке к диверсии.
После оккупации Крыма Россией и начала российской вооруженной агрессии на Донбассе "Мотор Сич" также обвиняли в продолжающихся продажах авиамоторов для российских военных самолетов. Для прикрытия сделки под видом техобслуживания якобы проводились через Беларусь. В Беларуси "Мотор Сич" Боуслаева еще в 2011 году получила около 60% акций Оршанского авиаремонтного завода по инвестиционному договору о комплексном развитии. Но в 2018 году прокуратура Беларуси возбудила дело против должностных лиц украинской компании за причинение ущерба в особо крупном размере. Вскоре президент Беларуси Александр Лукашенко отобрал у Богуслаева завод, заявив о его передаче в собственность белорусского государства.
В 2018 году прямые поставки деталей двигателей в РФ с "Мотор Сичи" прекратились, компания начала отправлять напрямую в Россию только двигатели для газонокосилок, сепараторы для молока и оборудование для электростанций. Одновременно "Мотор Сич" начала массово поставлять детали для двигателей в Боснию и Герцеговину, на свежесозданную компанию D.O.O Inzeniring BN. По данным международной таможенной базы Importgenius, в дальнейшем эта боснийская компания отправляла детали для вертолетов в РФ на две российские фирмы Богуслаева — "ВКМС" и "ВК-МС.
Понеся убытки от потери части российского рынка, Богуслаев договорился о сотрудничестве с китайским холдингом Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co Ltd. В 2019 году было объявлено, что Запорожское предприятие получило льготный кредит и обещание дальнейшего финансирования, а взамен китайский холдинг должен был получить 56% акций "Мотор Сичи". Однако Антимонопольный комитет Украины не дал согласия на проведение сделки, а украинская прокуратура арестовала акции "Мотор Сичи", окончательно заблокировав продажу.
Согласно одной из версий сделка была заблокирована под давлением США, которые не хотят, чтобы их глобальный конкурент получил производство авиационных двигателей (техника "Мотор Сич" устанавливается, в том числе, и на военных самолетах).
Skyrizon сразу предупредила, что будет судиться за акции. Однако даже после смены президента Украины решение не было изменено — президент Владимир Зеленский даже подписал указ о введении санкций против трех граждан Китая и четырех китайских компаний, среди которых и Skyrizon, заморозив таким образом сделку на наивысшем уровне.
В марте 2021 года Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение о национализации предприятия "Мотор Сич" (впоследствии в Кабинете министров уточнили, что речь идет не о национализации, а о докапитализации "Мотор Сичи", чтобы в конечном итоге контрольный пакет акций остался у государства), а секретарь СНБО Алексей Данилов пообещал, что инвесторам будет выплачена компенсация. Однако китайская компания продолжила тяжбу в международном арбитраже, ее требования составляют уже $4,5 млрд.
"Китайская проблема" лежит на столе у министра иностранных дел. Это не моя проблема. У меня проблема одна – вернуть долг. Мы взяли у Китая кредит на 100 млн долларов и в 2026 году его нужно вернуть. Больше у меня никаких отношений с китайцами.
Стоит также отметить, что несмотря на вооруженную агрессию РФ Богуслаев по-прежнему остается конечным бенефициаром как минимум семи предприятий, зарегистрированных в России – "Дубненские моторы", "Энерго Сервис", "Борисфен", "Борисфен-НТП", "Восточно-европейский альянс", "Курапово" "Геликоптерные комплексы и многофункциональные системы". По данным журналистов-расследователей, "Борисфен", в частности, обслуживает заказы компаний в оккупированном Крыму, ФСБ и предприятия "Летный отряд Россия", которое занимается перевозками Владимира Путина.
В 2020 году сын Вячеслава Богуслаева Александр приобрел за 10 млн евро остров Галлинара, который находится у берегов итальянской Лигурии. В давние времена остров принадлежал католической церкви, последние 150 лет — состоятельным владельцам промышленных предприятий и банкирам. Александр Богуслаев приобрел его у девяти пьемонтских и лигурийских семей, совместно владевших Галлинарой более 40 лет.
Доходы
Богуслаев многие годы входит в списки самых богатых украинцев. В 2021 году журнал "Новое время" совместно с инвестиционной компанией Dragon Capital поместил его на 69 место, оценив его капиталы в 152 млн. долларов.
Семья
Жена Елена Серафимовна Богуслаева работала учителем русского языка и литературы. Впоследствии на нее была записана часть бизнеса Богуслаева. 29 сентября 2021 года она скончалась вследствие продолжительной болезни.
В 1978 году у Богуслаева родился сын Александр. Сейчас он ведущий инженер "Мотор Сичи".